Аккумулятор будет предназначаться в автомобиле для накапливания энергии при работе машины, которая в дальнейшем расходуется в рамках обслуживания бортовой электрической системы. Однако в рамках ее использования ресурс будет снижаться в итоге АКБ, перестает накапливать энергию. Первым признаком подобного будет отсутствие функционирования фар и приборной панели. И конечно в подобной ситуации не будет срабатывать стартер. Однако существуют варианты, когда можно АКБ восстановить, но есть и случае, когда сделать это, не получится.
Когда АКБ не получится восстановить
Бывают случаи, когда АКБ полностью разряжается и не получается его восстановить. Часто подобное происходит по причине повреждения пластикового корпуса, стоит отметить, что устранить повреждение не получится, в любом случае будет образовываться течь. Конечно, варианты ремонта существуют, но в наше время это будет экономически не выгодным, дешевле приобрести новый АКБ
Не получится восстановить аккумулятор и если при его полной разрядке происходит отслоение воды от кислоты, которая на морозе замерзает. В подобной ситуации образовавшийся лед изнутри разрушает пластины, исправить такую проблему уже не получится.
Если образуется жесткая сульфатация пластин, то в аккумуляторе практически сразу нарушается характеристика пускового тока. В принципе «оживить» АКБ получится, но теперь его уже нельзя будет использовать в автомобиле, единственное он подойдет только для кратковременной подсветки в условиях гаража.
Емкость АКБ не получится восстановить и в случае, если аккумулятору более пяти лет. Это связано с химическим ресурсом пластин. В принципе то, что подобное происходит вполне нормально. Поэтому старые аккумуляторы пытаться восстанавливать не стоит, будет оправдание приобрести новый.
Какие варианты предлагаются для восстановления старого аккумулятора
Если происходят какие-либо проблемы в работе АКБ, то воспользовавшись некоторыми приемами, можно будет восстановить батарею. Однако первоначально потребуется убедиться в том, что в батареи уровень электролита в пределах нормы и если это не так, то восполнить объем до нужного показателя. Далее можно пробовать следующие способы:
- Переплюсовка. Можно будет реанимировать батарею после кратковременного разряда «на ноль». Нужно зажим «+» зарядного поставить на минусовую клемму АКБ, а зажим «-» на клемму «+». После этого примерно в течение 5-ти минут минимальным током всего в 2-3Аподается заряд. После этого выполняется нормальное подключение по схеме, устанавливаем 14-16В, если заряжается обычный АКБ и 14В для AGM батарей, при этом выставляем амперы на 5-7 процентов емкости. Теперь ждем пока АКБ, полностью не зарядится.
- Контрольно-тренировочный цикл. Если случается продолжительный простой, то в АКБ происходит «глубокий разряд» в результате чего пластины внутри батареи сульфатируются. В подобной ситуации существенно замедляется скорость химической реакции или даже она может отсутствовать. Для восстановления емкости АКБ и пускового тока предлагается метод КТЦ, который предусматривает. Первоначально выполняется способ переплюсовки. Когда напряжение в АКБ достигнет показателя в 12В, к батарее подсоединяется, например ближний свет и производится разрядка, до 10,2В. Далее процесс повторяется еще 2-3 раза, после чего можно пробовать заряжать батарею. Конечно, способ длительный, может потребоваться несколько суток, но зато он достаточно эффективный.
- Заряд малым током. Засульфатированный аккумулятор можно будет восстановить, используя ЗУ импульсного типа с возможностью регулирования напряжения и силы тока. Первоначально выставляется на зарядном устройстве 1-1,5А и напряжение 17-19В. Процесс не быстры, может потребоваться несколько суток. В принципе возможно на 100% не получится восстановить АКБ, но что он заработает гарантированно. Данный способ при необходимости можно будет комбинировать с КТЦ.
И самое главное рассмотренные способы могут применяться, в случае если АКБ не старше 5-ти лет. Даже промывка и смена электролита не помогут восстановить старый аккумулятор, если в нем осыпалась с пластин активная масса. Однако в заключение стоит отметить, что сегодня на многих центрах, где проводится обслуживание старых АКБ, в распоряжении имеются зарядно-десульфатирующие устройства повышенной мощности, с помощью которых могут восстанавливаться даже батареи, которые кажутся полностью утраченными, но и здесь конечно не все однозначно.
В любом случае если возникает необходимость в восстановлении аккумулятора, то будет оправдание обратиться за помощью к специалистам, которые необходимые мероприятия выполнят качественно и с учетом установленных требований.
Как продлить ресурс АКБ?
Чтобы аккумулятор работал исправно, нужно следить не только за его состоянием, но и автомобиля. Обязательно потребуется выполнять на холостом ходу работу генератора с нагрузкой. При этом напряжение должно находиться в пределах 13,8-14,8В.
Обязательно следует тестировать на утечку тока, если она имеется, то не должна превышать отметки в 0,05Ом. Если длительное время машина не используется нужно отсоединять от АКБ клемму «-». Аккумулятор в зимний период нужно хранить в помещении при плюсовой температуре.
В рамках эксплуатации не следует разряжать аккумулятор ниже 12В. Также следует проводить профилактическую подзарядку особенно в зимний период или при минимальной эксплуатации автомобиля.